Останнім часом в Україні почастішали випадки захоплення заручників. Пропонуємо рекомендації зі взаємодії зі злочинцями від Вадима Рахліса – засновника та директора Міжнародної палати альтернативного врегулювання спорів та Бюро перекладів.
Матеріал публікується з дозволу автора мовою оригіналу.
Переговоры с преступниками являются обычным коммуникативным процессом. В случае захвата заложников – это процесс налаживания контакта и убеждения человека в экстраординарных условиях. Такие переговоры возможны, если мы учитываем оба символьных мира – переговорщика и преступника.
То есть в случае, произошедшем в Луцке, нам нужно попытаться достаточно быстро изменить символический мир террориста, поскольку при этом мы пытаемся повлиять на него с целью выполнения условий, которые совершенно ему не подходят.
Дуайн Фусельер (специальный агент ФБР) предлагает следующие правила работы с символическим миром оппонента.
Эти правила очень зависят от типа человека, захватившего заложников. Часто террористами являются люди с определенными психическими отклонениями. Исходя из этого, нужно установить характеристики преступника, так как от этого и будет зависеть тип коммуникации с ним. Конечно же, переговорщику комфортнее общаться с более предсказуемым оппонентом.
ФБР подготовило классификацию из четырех типов террористов, каждый из которых обладает своим собственным символическим миром. Более половины инцидентов с захватом заложников проходит с типом, который имеет «ментальное расстройство» в виде основных четырех категорий:
- параноик
- депрессант
- неадекват
- антисоциал
Параноик
Параноик имеет очень встревоженную и «разболтанную» психику, и находится вне контактов с реальным миром. Он захватывает заложников для выполнения «мирового» и «выдающегося» плана. Террористы такого типа, возможно, «получают указания» от человека свыше либо от Бога (как они говорят). Обычно параноик имеет высокий уровень IQ. Нельзя пытаться его обмануть. Вы можете не соглашаться с ним, но нужно принять его мысли или слова, как истину.
В этом случае вводится правило: избегать споров с этим лицом по поводу его представлений, поскольку невозможно рационально убедить его в неправильности фантазий. Затроньте другие темы, пытаясь установить точки соприкосновения в конфликте и, основываясь на этом, постарайтесь найти другие решения данной проблемы (вспомним брейнсторминг (мозговая атака – прим. редактора) в Гарвардском методе).
Депрессант
Депрессант также находится вне реальных контактов с окружающим миром. У данной личности очень высок потенциал суицида и убийства заложников, так как депрессант может считать себя или кого-то ответственным за всю несправедливость в мире.
Заложниками иногда могут стать члены семьи депрессанта, который обычно верит, что, убивая своих родных, он спасает их от тягот этого страшного мира. Этот тип террористов ведет диалог медленно, на 20-25 секунд дольше отвечает на вопросы, все его мысли скапливаются вокруг его ненужности. Поэтому здесь в процесс переговоров вплетается доказательство его ценности.
Как быть? Если просто сказать: «Дела не так плохи, как ты думаешь», он сразу поймет, что вы неискренни. Гораздо эффективнее перевести диалог в область его интересов, занятий, позитивных воспоминаний.
Неадекват
Неадекват всегда испытывает неудачу. Захват заложников становится для него попыткой доказать кому-то (жене, родственникам или друзьям), что он может совершить подвиг или сделать что-либо серьезное. Этот тип символического мира можно расшифровать по фразам: «Я покажу им, что я могу все» или «Я докажу, что не последний человек».
Антисоциал
Антисоциал – очень опасная личность. Ему чужды мораль, ценности общества и чувство вины. Он импульсивен, требует немедленной реакции. Не обещайте того, что не можете выполнить, так как антисоциал догадается об этом! С ним обязательно нужно постоянно поддерживать вербальный и невербальный контакт, чтобы он не начал нервничать и не переключился на заложников.
Правила физического контакта с террористом
- Прежде договоритесь, что вам не причинят вреда.
- Не говорите с террористом, если он держит вас на мушке, настаивайте, чтобы опустил пистолет.
- Лицом к лицу можно говорить тогда, когда прошло достаточно времени, установлен контакт и достигнуто доверие.
- Никогда не ведите диалог больше чем с одним террористом.
- Всегда держитесь прямого контакта глазами.
- Всегда имейте план по спасению.
- Никогда не поворачивайтесь спиной.
- Следите за пространством; от вашего приближения зависит уровень психологического давления.
Правила установления контакта
Установление контакта зависит от стремления говорить с террористом на его же языке. Вопросы должны строиться так, чтобы получать развернутые ответы, а не только «да» или «нет». Следует избегать негативных ответов со своей стороны, делая, по крайней мере, вид, что вы пытаетесь решить проблему именно так, как того хочет террорист.
- Не следует употреблять слов «террорист», «преступник» «заложник», чтобы не увеличивать напряжение. Как и слова «сдаваться», что значит поражение. Всегда следует торговаться. Даже если требование террориста невелико, все равно за выполнение его в ответ следует просить нечто от него самого.
- Уильям Юри (один из основателей Гарвардского переговорного проекта, эксперт, автор книг) считает, что для установления доверия необходимо признавать чувства вашего оппонента, то есть маркировать их. «Не игнорируйте эмоции оппонента, а управляйте ими. Для этого нужно изменить реальность оппонента (этому я обучаю на курсах кризисных переговорщиков – прим. автора). Его нападки обычно вызваны гневом; пока переговорщик не даст выход эмоциям оппонента, рациональные мысли не будут услышаны.
- В самом конце переговоров сделайте большую уступку оппоненту. Не старайтесь торговаться «в мелочах». Профессиональный переговорщик о заложниках говорит: «Мы гибки, поэтому должны проиграть последний тайм преступнику. Преступник должен понять, что это именно он победил переговорщика. Именно его решение было принято!» Помните, как говорил Штирлиц: «Запоминается последняя фраза…»? Интересно, что все эти правила четко применимы в эмоциональной сфере, для того чтобы успокоить оппонента.
- Возможно влияние на террориста через его семью или друзей, так как их он будет слушать без того предубеждения, с каким он слушает чужого человека. Однако нужно очень осторожно использовать такой способ. Психологически, преступник может специально вытребовать кого-то, чтобы на его глазах совершить убийство или самоубийство, так как уверен, что именно этот конкретный человек довел его до такого состояния.
Правила переговорщика
Одно из главных правил – не выполнять первое же требование преступника, даже если оно довольно простое. Это нужно для того, чтобы убить надежду террориста обязательного подчинения всех ему.
Переговоры с террористами должны вести два профессионала-переговорщика – 1-й и 2-й номер. Это делается для взаимодействия, взаимопомощи и более объективного оценивания происходящего. В мобильной группе переговорщиков обязательно присутствие психолога, который действует только как консультант, но не переговорщик, а также профессионала по кибербезопасности и поиску данных.
Требования к переговорщику
- Обладание эмоциональной зрелостью, управление стрессом в ответ на любые высказывания и действия террориста;
- Переговорщик должен уметь слушать, слышать и вести диалог, то есть обладать навыками интервьюера;
- Умение легко устанавливать доверие к себе посредством изменения реальности оппонента;
- Обладание искусством убеждения (методология Марка Гоулстона);
- Умение общаться и подстраиваться под людей различных социальных слоев;
- Переговорщик должен обладать креативностью, иметь здравый смысл, понимать уличный тип поведения;
- Он должен уметь вести диалог в ситуации неопределенности, брать на себя ответственность в любой момент;
- Быть увлеченным своей профессией;
- Уметь подавать сигналы снайперам, если переговоры не удаются, для уничтожения террористов.
- Внимание: чтобы установить контакт и завоевать доверие террориста, переговорщик переходит на его символическую систему.
Целью профессионального переговорщика является спасение людей, посредством обретения влияния на террориста! Сталкиваются две системы ценностей и два символических мира. Переговорщик пытается перевести террориста в новый символический мир и сделать так, чтобы его предложение стало предложением оппонента, и после этого не сразу поддаться на уговоры террориста осуществить его. Дотянуть до «красной линии»! Но здесь важно прочувствовать этот момент, чтобы не переиграть!
Сложность экстраординарной ситуации
- Действует прессинг времени;
- Неверный шаг может привести к человеческим жертвам;
- Ситуация может оцениваться неоднозначно.
Последняя характеристика имеет и чисто вербальную составляющую – необходимость наращивания доверия в ситуации, когда этого доверия может и не быть. Для описания ее можно ввести понятие зон исчезновения доверия.
Что дает время
С течением времени появляются факторы, действующие в пользу заложников:
- Увеличивается необходимость в основных человеческих потребностях – еде, воде, туалете;
- Напряженность снижается;
- После разблокирования и выхода эмоций, люди начинают думать более рационально;
- Может возникнуть «стокгольмский синдром» (защитно-бессознательная травматическая связь, взаимная или односторонняя симпатия, возникающая между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения угрозы или насилия – прим. редактора);
- У заложников появляются возможности для их обмена;
- Собранная информация позволяет принимать более продуманные и эффективные решения;
- Появляется эмоциональный контакт между переговорщиком и террористом;
- Требования террориста обычно уменьшаются;
- Переговорщик может сработать одним диалогом, и террористы в обмен на небольшое наказание или отсутствие такового, отпускают заложников, а если работает профессионал, то они вообще могут ничего не требовать взамен.
В случае возникновения «стокгольмского синдрома» заложники начинают ощущать позитивные чувства и эмоции к преступникам и негативные по отношению к властям, они переходят на символический мир террористов. При этом заложники могут мешать проведению операций по их освобождению, не слушаться команд спецподразделений. Проблема правильной коммуникации, установление эмоционального контакта с террористами требует сложной, а иногда и длительной работы переговорщика!
Если вы вдруг оказались в заложниках
- Настройтесь на то, что прямо сейчас вас не отпустят и вы будете долгое время пребывать рядом с преступниками.
- Психологически важно верить, что в конечном итоге вас обязательно освободят.
- Помните, что для сотрудников спецназа на первом месте стоит жизнь заложников, а не их собственная жизнь.
- Находясь рядом с террористами, необходимо установить с ними психологический контакт. Не обязательно вербальный (то есть не обязательно общаться с ними). Можно установить контакт при помощи взгляда (этому обучают на специальных курсах, которые будут действовать при Центре кризисных переговоров у нас в стране).
- Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать свое возмущение, громко говорить или плакать. Террористы очень часто находятся под воздействием наркотических средств или алкоголя и очень возбуждены. Поэтому плач и крики действуют на них раздражающе и вызывают высокую агрессию.
- Настройтесь на то, что, возможно, длительное время вы будете лишены пищи, воды и, наверное, не сможете двигаться. Экономьте силы.
- В помещении может не хватать воздуха, например, из-за закрытых окон, поэтому меньше двигайтесь, с целью экономного расходования кислорода. Чаще всего заложникам запрещают передвигаться по зданию, поэтому делайте простые физические упражнения. Просто напрягите и расслабьте мышцы рук, ног, спины, то есть заставляйте себя хоть как-то двигаться.
- Еще необходимо заставлять работать свой головной мозг, чтобы не потерять психологический самоконтроль. Пересказывайте прочитанные книги, решайте математические задачи, если кто-нибудь знает молитвы, может молиться. При этом помните, что с террористами ведутся переговоры и, в конечном итоге, вас обязательно освободят.
Как быть заложникам во время возможного штурма
- Если начался штурм, по возможности займите места подальше от окон и дверных проемов (при обстреле осколки стекла и строительных конструкций могут причинить дополнительные травмы).
- Постарайтесь держаться подальше от террористов (например, незаметно по чуть-чуть отползите), потому что при штурме они будут под прицелом снайперов спецназа.
- Не нужно проявлять личную храбрость. Большинство заложников не обладают специальной подготовкой, поэтому не стоит хватать оружие, чтобы вас не перепутали с террористами, или того хуже – чтобы террористы сразу вас уничтожили!
- Если спецназ начал использовать светошумовые гранаты – падайте на пол, закройте глаза и заткните уши, так как яркий свет от разрыва этих гранат бьет в глаза, а звук ударяет по ушам. Также может быть резкий запах дыма, поэтому еще раз: закройте глаза, ни в коем случае их не трите, защитите голову руками и ждите освобождения вас сотрудниками спецназа.
- Если вы оказались в заложниках, по возможности не теряйте самообладания, старайтесь запоминать все события, которые происходят при захвате. Незаметно прислушивайтесь, о чем говорят террористы между собой, как выглядят, кто командир, какие у них планы, цели захвата заложников, какое у них распределение ролей.
- Данная информация в дальнейшем будет очень важна для следственных подразделений. Часто террористы пытаются скрыться, поэтому они переодеваются в одежду заложников с целью сохранить свои жизни. Или принудительно выставляют виновным другого преступника.
- Соблюдения этих вышеперечисленных правил может спасти вам жизнь и здоровье, а также быстрее обезвредить террористов подразделениям спецназа.